Дорогие друзья, мы вместе с Московской государственной академической филармонией при поддержке Союза композиторов России продолжаем концертный проект Musica sacra nova. Он исследует творчество нескольких поколений отечественных композиторов ХХ века, которые стремились обновить музыкальный язык с позиций нового религиозного искусства, и вводит в культурный обиход редко звучащие произведения, а также сочинения, исполняющиеся впервые.
Musica sacra nova (новая священная музыка. — лат.) — сравнительно новый музыковедческий термин, обозначающий огромную сферу музыкальной жизни. Это и духовная музыка ХХ века на священные канонические и околодуховные тексты разных религий, в том числе для богослужений, и произведения для музыкального театра, и современная концертная музыка, в основе которой лежит сакральная тематика в самом широком смысле слова.
В центре внимания в этом сезоне период истории русского искусства, в котором впервые прослеживается выход в «новую сакральность»: идеи русского космизма и мессианских синкретических поисков (Скрябин и постскрябинисты Обухов и Вышнеградский), искания пионеров модерна в области «гипноза ритмо-форм» (Стравинский, Лурье), обращение к старинным русским распевам (Штейнберг) и приверженность экуменическим тенденциям (Гречанинов), символизм и христианские церковные песнопения (Ляпунов) и эйдос синтеза искусств, явленный в художественном движении «Мира искусства» (Черепнин), близкие не только русским авторам, но и таким ярчайшим представителям национальных культур, как Шимановский и Чюрлёнис, которые также являлись полноценными участниками российского культурного процесса.
Особое внимание уделено произведениям, созданным русскими композиторами в эмиграции. Прерванная религиозно-философская традиция в искусстве и диалог с ней, который продолжался, насколько это было возможно, по обе стороны железного занавеса, нуждаются в изучении и актуализации и представляют уникальные произведения и судьбы, которые отечественной культуре еще предстоит открыть.
Михаил Матюшин
Движение в пространстве
Не позднее 1921
Холст, масло. 124 × 168
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В рамках параллельной программы цикла в Камерном зале Филармонии проходят концерты абонемента «Лаборатория Musica sacra nova», которые состоят из экспериментальных программ старинной и авангардной музыки, расширяющих контекст musica sacra и включающих зарубежные произведения за последние восемь веков и новейшие российские.
Николай Каретников считал, что вся великая музыка написана в диалоге с Богом. Нам кажется, что и сегодня очень интересно слушать и слышать этот разговор, который каждый композитор ведет на своем языке. Мы верим, что проект станет открытием лучших и малоизвестных произведений Новой музыки для самой широкой аудитории.